Из рассказа первой учительницы Афанасьевой Риммы Николаевны
30 августа 1951 года из пос. Укулана в сторону Эмельджака с шумом и лязгом выехал трактор. К нему были
прицеплены огромные сани, нагруженные доверху вещами. А наверху, на брезенте, сидели пассажиры. Шел мелкий дождь.
Встречные пешеходы с удивлением смотрели на такой вид транспорта.
Выехали мы часов в 5 вечера, первую ночь провели у костра в 3-х - 4-х км от Укулана. Спали только дети, которых
родители заботливо спрятали под брезент. Остальные сидели у костра и ждали первых лучей солнца. Чуть стало светлее.
Пассажиры заняли свои места на санях. Дороги не было, а только просека проходила через тайгу. Болота, пеньки,
валежник были на каждом шагу. Самым трудным и страшным препятствием были речки. Когда переезжали через Эльконку,
сани сильно накренились. Посыпались в воду вещи, вода заливала все. Поднялся шум и крик. Мужчины бросились в реку и
стали спасать вещи. Мы везли много наглядных пособий, учебников. Большинство из них оказались в воде. Кое-как
добрались до берега, обсушились у костра. И так каждый день с приключениями. Добрались до реки Ыллымах поздно
вечером шестого сентября. Все ушли в поселок, а мы вдвоем с Александрой Георгиевной Будариной остались ночевать на
санях. Утром на лодке переплыли реку и вошли в поселок. Вид у нас был измученный. Одежда грязная, мокрая, прогоревшая от искр костра. Жители, а особенно дети смотрели на нас с большим любопытством, так как на учителей мы были мало похожи. К вечеру с помощью ребят наши вещи были доставлены в школу. Разместились мы в классе, разложили мокрые учебники и бумаги по партам. Первой нашей мебелью были два топчана, табуретка.
Занятия начались тридцатого сентября в очных трудных условиях, так как школа не была закончена. Первый учебный
год в новой семилетней школе был самым трудным и самым интересным. Дети очень любили школу, часто собирались
после уроков просто так, вели бесконечные разговоры, пели, учились танцевать, хотя не было музыки.
Трудностей было много: не хватало учебников, тетрадей, ручек. Несмотря на это, большинство ребят учились хорошо.
Успеваемость в школе была высокая.
Через год школу побелили первый раз, покрасили парты, пол. Еще через год школу оштукатурили, все покрасили и школа
стала светлой, уютной.
Учительница первая моя ...
Пешком за транспортом и вьючными тропами добирались сюда люди. С маленькой дочуркой на руках прибыла сюда и
Галина Николаевна Таловикова. Муж получил назначение на рудник Эмельджак, она - завучем в Ыллымахскую школу.
После работы в Благовещенске, после его проспектов и набережной болотная трясина на "улицах" Ыллымаха не очень
радовала. Квартиру им отвели в клубе: показали угол за занавесками и пообещали: живите пока, квартира будет со
временем. А после посещения магазина с пустыми полками настроение совсем упало.
Пробираясь к шатким кладям к школе, успокаивала себя, что все наладиться, будет лучше, главное - работать.
Школа встретила пустыми, настороженными глазницами окон, зияющими отверстиями в потолке для невыложенных
печей, кучами мусора.
Начинался учебный год и нужно было давать уроки. Достраивали школу всю осень. Столяры и печники без отрыва от
прямых обязанностей попутно усваивали теоремы, изучали жизнь растений, запоминали стихи ... Мелок в тонких пальцах школьника и кельма в заскорузлой ладони печника дробно перестукивали в холодной тишине класса.
На другой год, из-за малого контингента учащихся Галине Николаевне пришлось быть и директором, и завучем, и заведующей интерната одновременно. Семья требовала своих забот. Забыла, как горевала первые дни на новом месте. Некогда стало. Все больше детских голосов раздавалось в поселке. Прибывали и учителя. Работа захватывала, поглощала время. Хватало упорства, энергии, не хватало часов в сутках.
Особенно внимательно присматривалась Галина Николаевна к работе молодых специалистов: ходила на уроки, давала рекомендации, уточняла планы, проверяла внеклассную работу, а тут еще педсоветы, методические совещания, пришкольный участок, самодеятельность, кружки ...
Много знать нужно хорошему завучу.
Были и неприятности. Строгая требовательность, прямолинейность и резкие суждения завуча порой наталкивалась на самодеянность молодежи, и тогда - раздумье, поиски путей подхода, а в результате - повышения качества уроков.
Шли годы кропотливого труда.
Школа пополнялась оборудованием, пособиями. В классах не хватало мест для прибывающих учеников. Построили
двухэтажную новую, а ту, первую стали называть старой школой. Выпускники шли на работу, ехали учиться дальше,
призывались в армию, а Галина Николаевна по-прежнему была верна своей школе, поселку. Только вот здоровье стало
пошаливать, трудно поправлять работу большого коллектива учителей - перешла на рядовую работу по своей
специальности. Но и теперь уроки биолога Таловиковой, по общему признанию, считаются образцовыми. И теперь она, как
прежде, требовательна к себе и другим, никогда не откажет в помощи, в совете.
Тепло отзываются о первой учительнице жители поселка, добрым словом вспоминают и бывшие ее воспитанники и
нынешние учащиеся. Подчеркивая значимость работы Таловиковой в Ыллымахской школе, Тамара Николаевна Сивицкая
говорит учителям:
- Я не видела в нашей школе методиста и завуча сильнее Таловиковой за все годы.
А годы ... Пятнадцатый сентябрь начинает Галина Николаевна в Ыллымахской школе. Полтора десятка лет минуло с
той поры, когда по бездорожью, сквозь лесные дебри пробирались неопытные наездницы на оседланных лошадях, возвращаясь из учительской конференции. Невозможно сосчитать уроки, данные с тех пор Галиной Николаевной, но по-прежнему волнуется первая учительница школы, входя в класс первого сентября.
Эта статья напечатана в газете "Алданский рабочий" от 1 сентября 1966 года.
В 1991 году была построена новая 2-х этажная школа и с сентября того же года начались занятия в ней.